Как сумасшедший с бритвою в руке: «Пер Гюнт» Генрика Ибсена в постановке Юрия Бутусова

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Фото: предоставлено пресс-службой театра им. Вахтангова

Кульминацией дня сбора труппы стал предпоказ второго акта премьерного «Пер Гюнта» Генрика Ибсена в постановке Юрия Бутусова. Норвежский драматург-новатор, основатель европейской «новой драмы», написал свою пьесу в 1867 году, когда в воздухе носились предвестники «революции человеческого духа», старый мир обещал вот-вот рухнуть, и такой герой, как Пер Гюнт, искатель истины и пути к самому себе настоящему, нарушитель законов, преступник, мечтатель, поэт, не мог не появиться на арене.

Современники восприняли его настороженно, сам Андерсен назвал пьесу «бессмысленной» — яркий пример того, что гении пишут для будущих читателей. Сегодня Пер Гюнт, разрываемый противоречиями в его путешествиях по земному шару, где кем только не был, - работорговцем в США, дельцом в марокканских портах, странником Сахары, вождем бедуинов, пациентом сумасшедшего дома в Каире, - преступник, предатель и при этом великий гуманист, стоит в том же ряду, где Дон Кихот и Фауст.   

Юрий Бутусов, для которого «Пер Гюнт» стал первой постановкой в качестве главного режиссера Театра им.Евг.Вахтангова, не мог пройти мимо этой «величайшей пьесы о милосердии», о постановке которой думал лет десять назад. На сцене, уставленной зеркалами, отражающими персонажей под разными углами, и просвечиваемой тревожными софитами(художники по свету Александр Сиваев и Александр Матвеев), застаем Пер Гюнта (Сергей Волков) и его альтер-эго Пер Гюнта-тролля (Павел Попов) в середине пути. Многое из его натуры уясняем в отношениях с матерью (Евгения Крегжде создает образ жесткой богемы, без сигареты не появляется) и с эпатажной Сольвейг (Яна Соболевская), которая прибегает к нему в хижину в черном парике, белом овчинном полушубке и лаковых ботильонах. А также с Анитрой (Аделина Гизатуллина) – антиподом Сольвейг.

Кроме основных персонажей, на сцене еще Музыкант (Юрий Цокуров) и невидимый оркестр (под руководством Александра Сазонова) — вместо сотни ибсеновских крестьян, троллей и всевозможных странников. Музыки Грига нет. Звучат зонги и песни на нескольких языках – «как продолжение текста, когда не хватает слов», по мысли режиссера. Возникают строки Арсения Тарковского. «Как сумасшедший с бритвою в руке» - это, конечно, про Пер Гюнта, хотя давно впаяно в контекст другого произведения. Сценография Максима Обрезкова и Александра Барменкова под стать стихам – лица героев оказываются то в кровавых потеках, то в седых глиняных наростах, буйствует северная метель – клубящийся страшный мир не дает им передышки. Не дает передохнуть он и зрителям – картина мира за стенами театра и состояния душ современников угадана точно.  

 

 

«Мне этот парень невероятно симпатичен, - говорит Юрий Бутусов, - я чувствую его внутреннюю боль, поэтому в моем спектакле нет ответов, только вопросы. Спрашивают, почему два Пер Гюнта на сцене: наверное, потому, что человек не плоское существо, в нем намешано разное. Пер Гюнтов могло быть и больше: он многолик, он - большой человек. Именно поэтому мне необходимо было иметь двух персонажей, и связано это не с возрастом, а с разными свойствами человека. Может ли Пер Гюнт быть героем нашего времени – он должен им стать, потому что говорит важные вещи о религии, о политике, о смысле человеческого существования. Мы все хотим этого, просто спектакль еще не родился. …Почему мама такая – наверное, потому, что легко любить мягкое, теплое, пушистое, хотелось сделать так, чтобы любовь была чем-то большим, чем просто приятность. И почему Пер Гюнт так жесток с женщинами? Ибсен, как и Шекспир, вскрывает вещи, о которых мы не хотели бы говорить, но чему удивляться, мужчины часто делают женщин несчастными, как, собственно, и женщины мужчин, и рассказать об этом правдиво может только большой художник».

 

Евгения Крегжде добавила, что Пер Гюнт и его мать очень похожи. «Странно, если бы было иначе, — сказала актриса, — яблоко от яблони недалеко падает. Это цельные, творческие люди, неприспособленные к жизни. Самое главное в них — неординарность, они глубоко чувствуют поэзию и разделяют одни и те же идеи. Категоричны во многих вещах. Думаю, мать, как никто, видит дальнейший путь Пер Гюнта, понимает, как ему будет сложно, в кого он превратится, и испытывает огромную боль за сына. Не презрение, как кому-то кажется, а боль, обиду, что самое дорогое, связывающее ее с жизнью, ее плоть и кровь — такова».  

В сцене смерти матери становится очевидным, как эти двое любят и ненавидят друг друга. Мать уходит, а они не понимают, как нужно проститься. Не умеют это делать, подобно обычным людям, не могут тепло и нежно сказать «до свидания» и расстаться. Они в конфликте, именно поэтому возникает сцена сожжения, которая нужна Пер Гюнту, чтобы все же проститься с матерью. Хотя бы в воспоминаниях, но в реальности этого не происходит».

На афише спектакля Пер Гюнт изображен с завязанными глазами и заклеенным ртом. «Нет свободы слова» — смеется режиссер. А Римас Туминас заметил на сборе труппы, что это все же лобовое решение и предложил художнику Максиму Обрезкову заменить плакат. Как будет – посмотрим, спектакль, действительно, только рождается.

Ева Скалецка   

Загрузка...

Определился участник «Евровидения-2020» от Украины

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

На музыкальном конкурсе «Евровидение-2020», который пройдёт 12 мая в Роттердаме, Украину будет представлять музыкальная группа Go-A.

Исполнители победили в финале национального отбора, который прошёл в субботу, 22 февраля.

За право выступить в финале конкурса боролись ещё пять исполнителей: певица Jerry Hail (Яна Шемаева), KRUТЬ (Марина Круть), певцы David Axelrod, Khayat (Андрей Хайат) и группа Tvorchi.

65-е по счету «Евровидение» пройдёт с 12 по 16 мая в концертном зале Ahoy. Логотипом стал круг из флагов 41 страны, а девизом — «Откройся» (Open Up). Нидерланды получили право на проведение «Евровидения» в этом году после того, как в 2019 конкурс выиграл Дункан Лоуренс с песней Arcade.

В прошлом году Украина в конкурсе не участвовала из-за скандала вокруг украинской певицы Maruv (Анна Корсун). Артистка выиграла национальный отбор на «Евровидение», но не поехала представлять страну. После победы Национальная общественная телерадиокомпания Украины (НОТУ) выставила ей жёсткие условия, включая ряд политических требований. Принять их певица отказалась. В результате организаторы отбора предложили поехать на «Евровидение-2019» финалистам, занявшим второе и третье места, но они это также отказались.

Ранее композитор Игорь Крутой назвал имя самого достойного артиста, который сможет представить Россию на международном песенном конкурсе Евровидение-2020 в Нидерландах.

фото: Eurovision

наверх