ГлагоL

20 739 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Нефеденков
    Сейчас у России, и раньше было, лучший союзник- это армия.Американский гене...
  • Дмитрий Фактурович
    Когда пиндосы получат по своей территории, все их военные блоки схлопнутся, как мыльные пузыри.Патрушев заявил о...
  • Nikolay Kuchkov
    Любите поучать и передёргивать?)) я и не вешал ярлыки.а вот Вы торопитесь-молодость,понятно,горячность...Михаил Пореченков...

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

В арт-кафе Вахтанговского театра поставили спектакль о жизни известного композитора Оскара Строка

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Вам не почудилось, в названии музыкального спектакля звучит имя композитора. Образно и логично, потому что сама жизнь и творчество Оскара Строка (1893-1975), мелодии которого на слуху у каждого, оказались скрытыми от слушателей на долгие десятилетия. Ну в самом деле, кто не откликнется, услышав — «Я помню лунную рапсодию,\И соловьиную мелодию»\?.. Или «Ах, эти чёрные глаза меня пленили…»\, «Не покидай, я умоляю…»\. «Спи, моё бедное сердце…»\, «Скажите, почему нас с Вами разлучили? Зачем навек ушли Вы от меня?..» Про «Мурку» и «Лейтенанта молодого» не говорю…

Да, танго — пронзительная песнь страсти, единственный танец, способный рассказать «историю любви» со всеми оттенками чувств, и которая будучи выставленной на всеобщее обозрение всегда поражает интимностью. Именно этому жанру, а ещё вальсам и фокстротам, посвятил свою жизнь великий мелодист XX века.

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Себя Строк называл «королём танго» и, судя по всему, был великим мистификатором: объявлял себя автором 300 музыкальных пьес, на самом деле, им было написано 44 танго. Родился в Динабурге Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия) в многодетной еврейской семье, его отец, армейский музыкант, играл на флейте, кларнете и фортепиано. Жил и творил в Риге, концертировал в Париже, Берлине, Харбине.

Сотрудничал со звёздами эстрады — Петром Лещенко, Шаляпиным, Плевицкой, участвовал в конкурсе на сочинение гимна СССР, сочинял музыку к фильму «Котовский». Во время войны написал множество патриотических песен («Мы победим», «Фронтовой шофёр»), гастролировал с Клавдией Шульженко. В 1948 г. Строка исключили из Союза композиторов Латвии за «безыдейную» музыку. Новые пластинки с записями его хитов начали вновь выходить лишь в начале 1970-х. Музыкант пережил почти тридцать лет забвения…

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

У «Танго между строк» есть посвящение — «Памяти Фаустаса Латенаса» -, композитор был одним из инициаторов спектакля. На пресс-показе режиссёр Наталья Ковалёва рассказала, что Фаустас с готовыми музыкальными заготовками активно включился в работу.

«На нашей последней встрече он сидел в кресле Римаса Владимировича (Туминас — худрук Театра им. Вахтангова. — Ред.) и с удовольствием насвистывал мелодию, которую придумал для "короля танго", — рассказала Наталья Леонидовна. — Задумано было многое, и мы попытались сохранить всё, что Фаустас успел нам предложить».

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

В спектакле, поставленном по пьесе рижского драматурга Алексея Щербака, историю своей жизни Оскар Строк рассказывает сам. Вернее, проживает её, превратившись из старика в молодого красавца (Эльдар Трамов). Появляется он из Зазеркалья, из своеобразных стеклянных «дверей», расположенных на заднике камерного пространства арт-кафе (всё это создал художник Максим Обрезков). Возникает как бы из небытия, и с первых минут очаровывает публику. Всё-таки верно говорят, что спектакль, задуманный на определённого актёра, непременно будет иметь успех.

Наталья Ковалева призналась, что давно собиралась поставить спектакль на Эльдара Трамова, разностороннего драматического артиста, пластичного и музыкального, к тому же преподающего актёрское мастерство студентам Щукинского. Они вместе перебирали сочинения и остановились на пьесе Алексея Щербака, текст которой совпал с представлением режиссёра о том, каким он должен быть. Вокальные номера, а их почти полтора десятка, удалось вплести в структуру спектакля так, чтобы они были логическим продолжением действия (музыкальный руководитель Татьяна Агаева, постановщик вокальных номеров Ия Мустафина, хореограф Виктория Куль).

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Главную краску для образа Строка Эльдару Трамову подарил Фаустас Латенас. И вновь это был свист. Актёр вспоминал, что они сидели в фойе, и композитор насвистывал мелодию: «Просто сидел и свистел, и вдруг я увидел этого человека». А Фаустас ещё и сказал: «Понимаешь, он был лёгким, как снег, который тает, не долетев до земли. И он просвистел всю свою жизнь…».

Эта лёгкость и определила свет и тени в характере героя Трамова — мы увидели Оскара-мальчика, которого беззаветно любили родители, и их белые вязаные одежды были словно знаком света, лучи которого помогали лететь их одарённому сыну по избранному пути. Мы увидели Оскара, встретившего свою Любовь (в роли жены Луизы Анна Дубровская), а потом — свою Страсть (Лени Либман — Дарья Щербакова) и наконец — Спасительницу (министр культуры СССР Екатерина Фурцева — Анна Антонова), и всякий раз между ним и любой из его избранниц или спутниц мы видим и слышим его Музыку. Исполняет её оркестр Вахтанговского театра, полноценный участник спектакля: танго звучит здесь не только на фортепиано и скрипке, но и на контрабасе, баяне, трубе и ударных. Благодаря музыкантам, спектакль обещает стать одним из самых привлекательных в арт-кафе.

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Особо следует сказать о женских образах, в этом хороводе немудрено и пропасть, но Оскар всякий раз успевает растаять, он же «снег, не долетающий до земли». Анна Антонова работает на контрасте — она играет нежную еврейскую маму, в кружевных белых одеждах, которая все сделала для того, чтобы её сын, покидая этот мир, назвал себя счастливым человеком. И она же — в роли «красной фурии» Фурцевой — их танго-гротеск под «Мурку» — один из самых зажигательных музыкальных номеров, и в то же время яркое воплощение двойных стандартов в советской культуре. Увы, на спасение маэстро у покровительницы не остаётся времени…

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Без такой жены, как Луиза, вряд ли явился бы на свет Оскар-музыкант, ведь она «как Вера Холодная, только лучше», а он так мечтал о встрече со звездой. Анна Дубровская играет характер в развитии — от юной музы до стоической женщины, воспитавшей двоих детей, и способной стать матерью самому маэстро. Через какие «медные трубы» пришлось ей пройти, знает только она сама, и в танго «Спи, моё бедное сердце» расскажет об этом зрителям. Вряд ли когда-либо этой мудрой женщине пришло бы в голову оспаривать Строка у его новых муз.

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Одной из них — счастливице Лени Либман — удалось увести музыканта из семьи и отправиться с ним в Париж. И хотя «умереть в один день» им было не суждено, Лени выбрала одиночество, а Оскар вернулся к семье, бессмертное танго «Ах, эти чёрные глаза» — это память о ней. А пустоту, появившуюся в его жизни, когда за стеклянной дверью скроется Луиза, Оскар не сможет заполнить ничем.

В Зазеркалье исчезнет ещё один персонаж — 20-летний вундеркинд Сенечка (Николай Романовский), племянник Строка, профессор Киевской консерватории, погибший от несчастной любви. Ещё один эпизод, придающий объем спектаклю о музыке и о любви.

В постановке участвуют студенты Щукинского театрального института, и их исполнение военных песен Строка придаёт представлению уверенности в том, что «Ничто не остановит музыку», именно таково второе название спектакля. Студентам Эльдара Трамова, похоже, придётся не раз прийти в этом сезоне на «Танго между строк», чтобы понять, как их учитель играет послание — что все было не зря, адресованное всем, кто ушёл — Оскару Строку, в первую очередь, и, к несчастью, теперь и Фаустасу Латенасу. Зрители отметили феноменальный дар Трамова, проявившийся ещё в роли Креонта в «Царе Эдипе» — способность заметно стареть на протяжении спектакля, если того требует роль, в «Танго» это проявилось в полной мере.

«Танго между строк»: когда ничто не может остановить музыку

Похоронили композитора на еврейском кладбище Шмерли в Риге, под музыку «Спи, моё бедное сердце». На памятнике выгравированы ноты танго «Ах, эти чёрные глаза».

Автор Нина Катаева

Картина дня

наверх