Последние комментарии

  • Андрей Колесников
    Из всего перечисленного нет ни одной вещи, без которой нельзя обойтись в походе.  Кроссовки лучше заменить трекинговы...5 крутых вещей для удачного похода
  • Николаевна .
    Я тоже хочу на них подписаться«Ты и Я» и музыкальная семья: большая музыка в маленьком «Петровиче»
  • Николаевна .
    Да, я думаю это по этому мультику«Ты и Я» и музыкальная семья: большая музыка в маленьком «Петровиче»

Москва ему верит! К 80-летию легендарного Владимира Меньшова

Автору «народных» фильмов – «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» 17 сентября исполнится 80. Чтобы на пресс-конференции получить страстный монолог минимум на час, Владимиру Меньшову нужно задать вопрос о том, что означает ВГИК в его жизни. Из ответа будет понятно, что, во-первых, нынешнего лета Владимир Валентинович не видел именно из-за ВГИКа: снимал со своими помощниками документальный фильм к столетию института.

История давняя - полвека назад 30-летнему Меньшову было поручено снять фильм к 50-летию киноинститута.

«Был отснят большой материал,рассказывает Владимир Валентинович, — но случился, как ни странно, конфликт с Тамарой Макаровой, которая из-за шутливой фразы усмотрела в какой-то сцене насмешку над своим мужем или курсом, не помню. И закрыла мою картину. Ее начали перемонтировать и испортили до такой степени, что было принято решение смыть пленку. Вы не представляете, как бы сейчас пригодился мне тот материал!».

А началось все с того, что астраханский парень, поработавший на заводе, на шахте, на водолазном катере, не мог определиться с институтом. Хотя что скрывать, друзья и знакомые знали, что Владимир безумно увлечен кино. Песню из «Весны на Заречной улице», все реплики своего кумира Николая Рыбникова знал наизусть. Ларионова, Белов, Румянцева, Фатеева — круг этих небожителей манил его с непреодолимой силой. И сколько бы ни увещевали старшие — «Куда ты рвешься, кино — для избранных, а наше дело — пед и мед», вместе с приятелем, читавшем стихи на правительственных концертах, отправился поступать в Москву.

В первый день не решились переступить порог киноинститута, сидели и с замиранием сердца следили за счастливцами студентами, выпархивающими из дверей. Владимир толком не представлял, что будет читать. По наивности, думал, что надо будет просто прогуляться перед комиссией, и они сами решат, брать ли абитуриента. На второй день парни все же пошли на прослушивание, и узнали, что на одно место претендуют 200 человек. «Но это лукавая статистика, — говорит Меньшов, — потому что две трети из них, а там встречались и 15-ти, и 40-летние, люди с нарушениями дикции и даже с физическими увечьями, сразу были отсеяны. До «мелкого сита» — трех туров, публика добиралась в соотношении два к одному». Документы комиссия требовала на последнем туре, и астраханцы смекнули, что до того можно кругами ходить прослушиваться во все театральные вузы. Так делали, оказалось, все, и везде отбирали лучших. Астраханский парень прошел консультацию на актерский факультет и получил место в общежитии.

Среди небожителей

Неделю там жил и напитывался вгиковской атмосферой. Вокруг кружили не только будущие актеры, но и режиссеры, сценаристы, операторы и художники. «Бессонные ночи, высокие споры, например, о красном цвете в только что вышедшем фильме Ивана Пырьева «Идиот», о, боже мой!.. Я смотрел на все это и задыхался от счастья. Я понял, что это мой мир, и у меня появилась цель — попасть в него. Эта неделя решила мою жизнь».

 

В этом году, по словам ректора ВГИКа Владимира Малышева, на режиссерский курс к Меньшову поступало 900 человек. «А поступили 30, — комментирует мэтр, — на бюджет можно было взять лишь восемь человек. Спрашиваешь«Платить сможешь, (470 тысяч рублей за год). — «Нет», —  и начинаются походы к ректору. Один раз дал дополнительное место. А заплатили в этом году десять человек. Иностранцы поступили из Украины, Дагестана, Киргизии, Перу. Учу своих студентов, в основном, отношению к жизни. Если есть мощная личность, человек будет снимать кино, мастеровитость не спасает. Хороших ребят много. Видя, как пробиваются с кровью, советую уезжать из Москвы и делать карьеру в других городах».  

 

На вопрос редакции МирТесен.Культура, изменились ли критерии отбора фильмов на Оскар в самой Американской академии, и получил ли бы награду сегодня фильм «Москва слезам не верит»,

Меньшов сказал: «Фильм на Оскар отправляли руководители Союза кинематографистов, причем, решение было продиктовано, в основном, тем, что картина чрезвычайно понравилась членам Политбюро и лично Леониду Ильичу Брежневу. С ним решили не спорить, хотя были уверены в провале затеи. Но картина получила приз, и это произвело в кругах кинематографистов, говоря языком прессы, эффект разорвавшейся бомбы. А что касается критериев, мы пытались посылать фильмы с учетом их вкусов, так, зная, что академики доброжелательно реагируют на тему преследования евреев во время Второй мировой войны, отправляли «Собибор». Ничего не получили. Считаю, отчасти потому, что смотрели в прошлое, а надо искать самое лучшее у себя. А про фильм «Москва слезам не верит» спросите у американских академиков».

Планы и реальность

Фильмы у меня выходили с интервалами в 3-4 года, случались и две-три картины подряд, я же еще продюсер, только между картинами «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли» прошло 11 лет. Начинал несколько проектов, которые снять не удалось, например, костюмный фильм из эпохи перед Первой мировой войной. Снимать должен был Владимир Юсов, но финансирования мы не получили. Кроме того, пишу сценарии, один из них — про войну в Корее мне хотелось бы снять.

 

Секрет счастливого брака с Верой Алентовой

«Любовь, которая с годами растет, другого секрета нет. Спрашиваете, надо ли давать второй шанс самим себе, когда пара распадается, думаю, да. Во всяком случае, наша дочь один в один повторила нашу судьбу. Мы с Верой расстались на десятом году жизни, а Юля — на седьмом. Нас соединила вновь счастливая случайность, и Юля встретилась со своим мужем на картине, куда её пригласили сниматься. И увидела в нем то, чего не видела раньше. Она благодарна судьбе, что не рассталась с ним окончательно, они счастливы».

 

О политике

«События 1991 года воспринял трагически. И то, что на смену Ельцину пришел Путин, громадная удача для нашей страны. Президент не сидит дома, «на даче» и не «работает с документами», как говорили тогда, а пашет и за себя, и «за того парня». Работоспособность его поразительна, он поднял страну с колен и держит её. Но ВВ, как все мы, конечен, надеюсь, он думает о том, кто придет после него. Мне кажется, при мудром политике Украина, Беларусь и Россия должны быть вместе».

«Попытки снять кино о событиях на Украине были,Владимир Бортко задумывал картину, в которой и я должен был сниматься, но денег не дали. Не одобрили на самом верху. Надо же думать о том, что все еще может наладиться, вот обмен пленными состоялся, считаю, у этой темы нет будущего, незачем дразнить гусей».

Наша справка

Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку, в семье моряка, восьмилетним переехал с родителями в Астрахань. В 1965 году окончил Школу-студию им. В.Немировича-Данченко при МХАТе, а в 1970-м - аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма). В 1981 году его фильм «Москва слезам не верит» был удостоен Оскара. 19 апреля 2007 года отказался вручить приз «MTV Россия» «подлому и позорящему страну» фильму «Сволочи», а в 2011 году в качестве председателя российского Оскаровского комитета не подписал решение о выдвижении на премию «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». В 2009 году набрал актёрско-режиссёрскую мастерскую во ВГИКе, третью после Сергея Герасимова и Сергея Соловьёва.

Ева Скалецка

Популярное

))}
Loading...
наверх